Планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к зонам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т.д.
Планирование – это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.
План – это программа, состоящая из заданий, реализация которых призвана обеспечить разрешение конкретных задач. Планом предусматриваются исполнители и сроки выполнения заданий. В нем также содержатся указания о средствах и путях его выполнения. От других документов, направляющих борьбу с преступностью, план тем и отличается, что в нем не только ставятся задачи, но и содержится конкретная программа их решения.
Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции и общественные организации.
Виды планирования:
1) комплексное и ведомственно-отраслевое;
2) по времени:
- текущее;
- перспективное;
Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.
Ведомственно-отраслевое планирование заключается в разработке специальных мер предупреждения преступлений, осуществляемых органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Оно обеспечивает решение следующих задач:
- взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики;
- взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов;
- согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.
Перспективное планирование рассчитано на длительный срок. Текущее - строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.
Перспективное и текущее планирование связаны между собой. При составлении перспективных планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются на основе соответствующих прогнозов и в зависимости от их задач обычно на те же сроки, которые ими охватываются.
На основании перспективных создаются комплексные планы или долгосрочные мероприятия по борьбе с преступностью, входящие составной частью в планы социального развития на тот же срок.
Эффективность системы планирования зависит и от ее гибкости, т. е. от возможности реагировать на всякие непредвиденные обстоятельства и изменения в состоянии преступности, оперативно устранять помехи и тем самым обеспечивать выполнение поставленных задач. Эту роль выполняет текущее планирование, которое призвано с учетом конкретной обстановки предусматривать меры, обеспечивающие в течение небольшого времени оптимальное решение вопросов, поставленных перспективным планом.
Текущие планы по содержанию мероприятий должны быть всегда строго индивидуализированы. Они разрабатываются с учетом краткосрочных прогнозов и в зависимости от своего характера обычно на те же сроки,
Непрерывность, преемственность, взаимосвязь и интеграция планов – вот те требования, которые обеспечивают результативность планирования.
Разработка планов складывается из взаимосвязанных этапов:
- определение целей, которых необходимо достичь;
- определение задач, которые предстоит решить в определенный период времени;
- разработка и координация программ мероприятий в целях более эффективного решения этих задач;
- распределение сил по выполнению программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки.
Первому этапу предшествуют анализ и прогноз преступности по заранее разработанной программе. В ней предусматривается:
- цель изучения, вопросы, подлежащие выяснению;
- источники получения необходимой информации;
- методы получения и обработки собранной информации, в том числе обсчет количественных показателей;
- определение основных тенденций преступности;
- дача оценки эффективности мер борьбы с ней;
- определение задач плана и внесение предложений по их разрешению.
В зависимости от вида плана, масштабов его реализации, характеристики объекта, для которого он предназначен, содержание программы конкретизируется.
Кроме анализа состояния борьбы с преступностью, изучается и результативность мероприятий, осуществлявшихся в анализируемый период.
Как только сформулированы задачи, начинается следующий этап планирования – составление программы мероприятий по их выполнению.
Программы комплектуются по соответствующим разделам плана, в которых каждая задача конкретизируется в перечне конкретных мер их выполнения. Программы составляются с учетом актуальности заданий, решаемых в установленный срок. Одновременное и интенсивное решение всех вопросов борьбы с преступностью невозможно. Среди них следует выделять наиболее важные и намечать меры по их первоочередному разрешению, что способствует концентрации сил и средств на решении узловых вопросов.
Методические требования криминологического планирования, вытекающие из природы самой преступности, состоят в необходимости применения комплекса экономических, организационно-управленческих, воспитательных, правовых и других средств в борьбе с ней.
При распределении сил и установлении времени исполнения мероприятий, предусмотренных планом, полагается соблюдать два требования:
- конкретные мероприятия должны исполняться только теми государственными, хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они относятся;
- различные мероприятия в пределах раздела-задания должны быть скоординированы по времени и месту их выполнения.
Необходимо также определить ответственных за исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реализацией данного плана.
После составления плана начинается текущая работа по его исполнению.